Создание бизнес-процесса

Бизнес-процесс представляет собой цепочку действий (подпроцессов), которые описывают основные регламенты и процедуры компании в простой и структурированной форме.

В Юниверс MDM для создания и настройки бизнес-процессов используется нотация BPMN 2.0, которая создает графические схемы процессов, а также позволяет загружать уже готовые описания в формате xml.

Также смотрите Концепция бизнес-процессов

Создание нового процесса

Чтобы создать бизнес-процесс:

  1. Перейдите в раздел "Бизнес-процессы", если это не сделано ранее.

  2. Включите режим черновика бизнес-процессов, нажав кнопку image1 "Черновик". Создайте новый черновик или откройте существующий.

  3. Убедитесь, что активна закладка "Бизнес-процессы", расположенная в верхней части списка процессов.

  4. Нажмите кнопку image2 "Создать бизнес-процесс", расположенную в нижней части списка, после чего откроется мастер создания бизнес-процессов.

  5. Выберите способ создания процесса:

    • Загрузка файла: выберите необходимый файл процесса для загрузки (.xml/.bpmn), введите отображаемое имя процесса и подтвердите действие.

    • Выбрать шаблон: выберите необходимый шаблон из списка готовых, введите отображаемое имя процесса и подтвердите действие.

    • Заполнить вручную: введите основные параметры. Обязательные: идентификатор процесса (заполняется автоматически) и отображаемое имя. При необходимости заполните дополнительные параметры (будут доступны для редактирования позже), затем подтвердите действие.

  6. Будет создан новый бизнес-процесс. В правой части экрана будет доступен ввод и редактирование основных настроек. Подробное описание см. в Панель настроек процесса. В основной части экрана отобразятся вкладки:

    • Схема. Подробное описание работы со схемой см. в Редактор схем.

    • Индексируемые переменные. Добавляют одну или несколько переменных, которые будут использоваться в ходе работы бизнес-процесса.

    • Назначение процессов. Назначают бизнес-процесс на реестр/справочник. Для этого добавьте необходимые реестры/справочники, при изменении записей которых должен запускаться бизнес-процесс. В качестве условий запуска можно указать триггеры, что создают процесс на определенное действие. Например, запуск только при восстановлении записи.

  7. Нажмите кнопку "Сохранить" в правом верхнем углу экрана.

  8. Нажмите кнопку image3 "Публикация черновика бизнес-процессов", расположенную в нижней части списка процессов. Выберите способ публикации: простая или публикация с приоритетом.

Примечание

Ограничение: Не рекомендуется назначать бизнес-процесс на реестр, имеющий связь "Включение". Если на такой реестр будет настроен бизнес-процесс, и будет создана запись со связью "Включение", то попытка публикации завершится ошибкой. Поддержка создание записей со вставкой связей "Включение" через бизнес-процесс планируется в будущих релизах.

Совет

Доступно скачивание схемы процесса в .bpmn формате с помощью кнопки image5 "Скачать схему" в правом верхнем углу экрана. При экспорте схемы процесса не выгружаются поля базовых настроек процесса: "Только для запуска вручную" и "Описание".

Добавление бизнес-процесса

Рисунок 1 - Добавление бизнес-процесса

Индексируемые переменные

Переменные организовывают взаимодействие между разными задачами в рамках одного экземпляра процесса, позволяют выполнять поиск экземпляров процесса и организовывать различную логику непосредственно в самой диаграмме процесса.

В переменных хранится вся информация о конкретном экземпляре процесса. Например, о модели процесса (схема + обработчики + модель переменных), об инициаторе, дате запуска процесса и т.д. Переменные индексируются в Opensearch.

В системе предусмотрен стандартный набор переменных, которые автоматически добавляются в каждый новый процесс. Также переменные можно создавать/редактировать в сервисных задачах и различных слушателях событий. Описание стандартных переменных см. в файле StandardWorkflowVariables.java.

Скачать StandardWorkflowVariables.java

Примечание

  • Исключение: переменные Time и Timestamp временно не могут быть использованы при кастомизации бизнес-процесса.

  • Тип индексируемой переменной всегда должен соответствовать типу поля формы для блока бизнес-процесса, использующему эту переменную. Например, переменная с типом Number (численный) не сможет валидировать поле формы задачи с типом long, так как он является целочисленным.

Создание и добавление переменных

На вкладке "Индексируемые переменные" раздела "Бизнес-процессы" доступно только объявление переменных.

Чтобы применить переменные, необходимо, чтобы бизнес-процесс получил информацию о переменных. Это можно сделать несколькими способами:

  • Заполнить форму с переменной (указать значение переменной) на одном из шагов бизнес-процесса во вкладке "Формы". Вкладка отображается пользователю при выборе определенного типа задачи (например, стартового события или задачи пользователя) в базовой или расширенной панели настроек процесса.

  • Создать слушателя событий в схеме процесса во вкладке "Слушатели" (доступна в базовой или расширенной панели настроек). Слушатель заполнит значение переменной.

  • Использовать собственную логику в пользовательском бизнес-процессе через кастомный java-класс.

Поиск экземпляра бизнес-процесса может производиться по переменным. Для того, чтобы переменная стала поисковой, ее необходимо добавить в список переменных (закладка "Индексируемые переменные"), задав ей имя и указав соответствующий тип.

Чтобы добавить переменную:

  1. Убедитесь, что активна закладка "Индексируемые переменные".

  2. Нажмите кнопку image2 "Добавить переменную".

  3. Введите Имя и Отображаемое имя переменной.

  4. Выберите Тип переменной из выпадающего списка и нажмите "Сохранить" в верхнем правом углу экрана.

Переменные, которые не настроены как поисковые (т.е. не добавлены в список в закладке "Индексируемые переменные"), не будут возвращаться при получении конкретной задачи или процесса, но будут храниться:

  • в схеме бизнес-процесса,

  • в сервисных задачах,

  • в слушателях событий,

  • в BPMN-диаграмме.

Назначение процессов

Во вкладке "Назначение процессов" раздела "Бизнес-процессы" можно назначить созданный бизнес-процесс на определенный реестр/справочник.

Создание назначения

Чтобы назначить процесс:

  1. Убедитесь, что активна закладка "Назначение процессов".

  2. Нажмите кнопку image2 Добавить и выберите требуемый реестр/справочник, на который необходимо назначить процесс.

  3. Задайте условие запуска: Создание записи, Восстановление записи/периода, Обновление записи, Удаление записи/периода или Все (по умолчанию).

  4. Нажмите "Сохранить" в верхнем правом углу экрана.

Примечания:

  • Если на бизнес-процесс назначен триггер на удаление записи, то при попытке удалить запись будет создана задача на удаление записи. При пакетном удалении задача не создается. Также автоматически будет создан черновик с удаленной записью, доступный для открытия в черновиках записи.

  • При одобрении задачи будет опубликован черновик с удаленной записью, что логически удалит запись.

  • Если для записи уже существует незавершенный бизнес-процесс на удаление этой записи, то при попытке повторного удаления записи появится предупреждающее модальное окно.

  • В запросе на удаление записи сохраняется то состояние записи, которое было в момент создания запроса. Это же состояние будет отображаться в задаче на согласование.

  • Чтобы узнать актуальное состояние записи публикуемого в бизнес-процессе черновика, пользователю необходимо из задачи на публикацию черновика перейти в карточку изменяемое записи (по ссылке в поле "Объект") → в новой вкладке откроется публикуемый для данной задачи черновик. Далее необходимо выйти из режима черновика, после чего будет доступно актуальное состояние записи.

Удаление назначения

Чтобы удалить назначение:

  1. В крайнем левом столбце отметьте флагами строки реестров/справочников, назначения для которых необходимо удалить.

  2. Нажмите кнопку image6 Удалить, которая отобразится в правом верхнем углу секции реестров/справочников.

  3. Подтвердите действие в модальном окне.