Концепция бизнес-процессов

Общая информация

Деятельность любой компании можно рассматривать как набор бизнес-процессов. Для того чтобы эффективно управлять работой компании, необходимо контролировать и настраивать эти процессы.

Бизнес-процессы в Юниверс MDM позволяют автоматизировать рутинные операции с данными и стандартизировать рабочие процедуры, контролировать все изменения в критически важных данных и согласовывать действия между отделами и сотрудниками, при этом минимизируя влияние человеческого фактора.

Бизнес-процессы в системе Юниверс MDM могут описывать основные регламенты компании в структурированной форме, а также настраивать бизнес-логику любой сложности и согласовывать такие действия с данными, как:

  • Редактирование записи реестра/справочника;

  • Удаление записи реестра/справочника;

  • Восстановление логически удаленных записей;

  • Добавление записей через процесс;

  • Другие действия в системе.

Особенности бизнес-процессов:

  • Любое действие может регулироваться одним или несколькими процессами.

  • Процесс может регулировать сразу несколько действий.

  • Один и тот же процесс может быть назначен на несколько реестров/справочников.

  • Ход работы бизнес-процессов определяется специальными обработчиками событий.

Моделирование бизнес-процесса

Общий план построения схемы бизнес-процесса:

  1. Определение границ процесса: начало (стартовое событие процесса) и конец (целевой результат процесса).

  2. Определение элементов процесса: основные шаги, исполнитель, владелец, последовательность выполнения шагов, ограничения по времени выполнения и тп.

  3. Формирование последовательной цепочки действий из основных этапов процесса.

  4. Добавление развилок и промежуточных событий.

  5. Определение ролей участников процесса.

  6. При необходимости добавление на схему ссылок на документы, программы или базы данных, использующихся в процессе.

Пример использования

Проблема

Защита рецептур химического производства. Изменения в рецептурах требуют особого контроля — ошибка может привести к браку продукции. Но при этом, рецептуры корректируются регулярно, так как для каждой новой партии продукции привозят сырье, которое может отличаться по своим свойствам. В реестре "Химический состав продукции" содержатся записи рецептов и формул, которые должны контролироваться только главным технологом производства, но другие технологи имеют потребность предлагать изменения по ситуации.

Решение

Многоэтапный процесс согласования изменений. Настройка бизнес-процесса позволит исключить любые возможные ошибки, опечатки и самовольное редактирование записей этого реестра.

Примером такого бизнес-процесса может быть согласование изменений, происходящих с записью (например, создание новой или обновление существующей записи).

  1. В систему загружается готовый .xml / .bpmn файл, описывающий процесс, или схема процесса создается вручную, в том числе с использованием шаблонов системы.

  2. На схеме процесса настраиваются основные параметры: стартовое и конечное события, задачи пользователя и сервисные задачи.

  3. Процесс назначается на реестр "Химический состав продукции", и настраиваются условия запуска: при создании и обновлении записи.

  4. Запуск процесса будет происходить при выполнении указанных условий, что приведет к созданию задачи на согласование этих изменений. Запись будет опубликована только после завершения задачи и проверки данных главным технологом.

  • Запуск процесса:

    • При попытке изменить рецепт система автоматически запускает бизнес-процесс и создает задачу на согласование для главного технолога.

  • Этапы проверки:

    • Проверка предлагаемых изменений в записи рецепта.

  • Согласование технологом цеха.

  • Утверждение главным технологом.

  • Фиксация результата:

    • После всех подтверждений изменения применяются.

    • Все изменения фиксируются в истории процесса и истории записи, в журнале аудита.