Концепция бизнес-процессов
Общая информация
Деятельность любой компании можно рассматривать как набор бизнес-процессов. Для того чтобы эффективно управлять работой компании, необходимо контролировать и настраивать эти процессы.
Бизнес-процессы в Юниверс MDM позволяют автоматизировать рутинные операции с данными и стандартизировать рабочие процедуры, контролировать все изменения в критически важных данных и согласовывать действия между отделами и сотрудниками, при этом минимизируя влияние человеческого фактора.
Бизнес-процессы в системе Юниверс MDM могут описывать основные регламенты компании в структурированной форме, а также настраивать бизнес-логику любой сложности и согласовывать такие действия с данными, как:
Редактирование записи реестра/справочника;
Удаление записи реестра/справочника;
Восстановление логически удаленных записей;
Добавление записей через процесс;
Другие действия в системе.
Особенности бизнес-процессов:
Любое действие может регулироваться одним или несколькими процессами.
Процесс может регулировать сразу несколько действий.
Один и тот же процесс может быть назначен на несколько реестров/справочников.
Ход работы бизнес-процессов определяется специальными обработчиками событий.
Моделирование бизнес-процесса
Общий план построения схемы бизнес-процесса:
Определение границ процесса: начало (стартовое событие процесса) и конец (целевой результат процесса).
Определение элементов процесса: основные шаги, исполнитель, владелец, последовательность выполнения шагов, ограничения по времени выполнения и тп.
Формирование последовательной цепочки действий из основных этапов процесса.
Добавление развилок и промежуточных событий.
Определение ролей участников процесса.
При необходимости добавление на схему ссылок на документы, программы или базы данных, использующихся в процессе.
Пример использования
Проблема
Защита рецептур химического производства. Изменения в рецептурах требуют особого контроля — ошибка может привести к браку продукции. Но при этом, рецептуры корректируются регулярно, так как для каждой новой партии продукции привозят сырье, которое может отличаться по своим свойствам. В реестре "Химический состав продукции" содержатся записи рецептов и формул, которые должны контролироваться только главным технологом производства, но другие технологи имеют потребность предлагать изменения по ситуации.
Решение
Многоэтапный процесс согласования изменений. Настройка бизнес-процесса позволит исключить любые возможные ошибки, опечатки и самовольное редактирование записей этого реестра.
Примером такого бизнес-процесса может быть согласование изменений, происходящих с записью (например, создание новой или обновление существующей записи).
В систему загружается готовый .xml / .bpmn файл, описывающий процесс, или схема процесса создается вручную, в том числе с использованием шаблонов системы.
На схеме процесса настраиваются основные параметры: стартовое и конечное события, задачи пользователя и сервисные задачи.
Процесс назначается на реестр "Химический состав продукции", и настраиваются условия запуска: при создании и обновлении записи.
Запуск процесса будет происходить при выполнении указанных условий, что приведет к созданию задачи на согласование этих изменений. Запись будет опубликована только после завершения задачи и проверки данных главным технологом.
Запуск процесса:
При попытке изменить рецепт система автоматически запускает бизнес-процесс и создает задачу на согласование для главного технолога.
Этапы проверки:
Проверка предлагаемых изменений в записи рецепта.
Согласование технологом цеха.
Утверждение главным технологом.
Фиксация результата:
После всех подтверждений изменения применяются.
Все изменения фиксируются в истории процесса и истории записи, в журнале аудита.