Создание бизнес-процесса

Бизнес-процесс представляет собой цепочку действий (подпроцессов), которые описывают основные регламенты и процедуры компании в простой и структурированной форме.

В Юниверс MDM для создания и настройки бизнес-процессов используется нотация BPMN 2.0, которая создает графические схемы процессов, а также загружать уже готовые описания в формате xml.

Также смотрите Концепция бизнес-процессов

Создание нового процесса

Чтобы создать бизнес-процесс:

  1. Включите режим черновика бизнес-процессов, нажав кнопку image1 «Черновик». Создайте новый черновик или откройте существующий.

  2. Убедитесь, что активна закладка «Бизнес-процессы», расположенная в верхней части списка процессов.

  3. Нажмите кнопку image2 «Создать бизнес-процесс», расположенную в нижней части списка, после чего откроется мастер создания бизнес-процессов.

  4. Выберите тип создания процесса:

    • Загрузить файл: выберите необходимый файл процесса для загрузки (.xml/.bpmn), введите отображаемое имя процесса и подтвердите действие.

    • Выбрать шаблон: выберите необходимый шаблон из списка готовых, введите отображаемое имя процесса и подтвердите действие.

    • Заполнить вручную: введите основные параметры. Обязательные: идентификатор процесса (заполняется автоматически) и отображаемое имя. При необходимости заполните дополнительные параметры (будут доступны для редактирования позже), затем подтвердите действие.

  5. Будет создан новый бизнес-процесс. В правой части экрана будет доступен ввод и редактирование основных настроек. Подробное описание см. в Панель настроек процесса. В основной части экрана отобразятся вкладки:

    • Схема. Подробное описание работы со схемой см. в Редактор схем.

    • Индексируемые переменные. Добавляют одну или несколько переменных, которые будут использоваться в ходе работы бизнес-процесса.

    • Назначение процессов (только для Enterprise Edition). Назначают бизнес-процесс на реестр/справочник. Для этого добавьте необходимые реестры/справочники, при изменении которых должен запускаться бизнес-процесс. В качестве условий запуска можно указать триггеры, что создают процесс на определенное действие. Например, запуск только при восстановлении записи.

  6. Нажмите кнопку "Сохранить" в правом верхнем углу экрана.

  7. Нажмите кнопку image3 «Публикация черновика бизнес-процессов», расположенную в нижней части списка процессов. Выберите способ публикации: простая или публикация с приоритетом.

Совет

  • Ограничение: Не рекомендуется назначать бизнес-процесс на реестр, имеющий связь "Включение". Если на такой реестр будет настроен бизнес-процесс, и будет создана запись со связью "Включение", то попытка публикации завершится ошибкой. Поддержка создание записей со вставкой связей "Включение" через бизнес-процесс планируется в будущих релизах. Назначение бизнес-процессов доступно только в Enterprise Edition

  • Доступно скачивание схемы процесса в .bpmn формате с помощью кнопки image5 "Скачать схему" в правом верхнем углу экрана. При экспорте схемы процесса не выгружаются поля базовых настроек процесса: "Только для запуска вручную" и "Описание"

Добавление бизнес-процесса (пример отображения для Enterprise Edition)

Рисунок 1 - Добавление бизнес-процесса (пример отображения для Enterprise Edition)

Ограничения Standard Edition

Примечание

В редакции Standard Edition бизнес-процессы не привязаны к записи и реализовывают процессы создания заявок на добавление записей в систему

В Standard Edition нет запуска бизнес-процесса при публикации черновика записи реестра/справочника (когда на этот реестр/справочник назначен процесс).

Однако, обработчик Draft publish service task доступен в ручном (поштучном) режиме, и может использоваться для публикации любого черновика, когда в процессе/задаче есть переменная draftId. Переменной можно указывать draftId при выполнении задачи или при старте процесса.

Применение при старте процесса:

  • В свойствах процесса включите флаг Включить запуск вручную (свойства доступны, когда ни один блок процесса не выделен).

  • Выделите на схеме блок Стартовое событие.

  • Включите Расширенную панель.

  • Во вкладке Формы добавьте поле формы draftId.

    • Id имя переменной процесса: draftId

    • Тип: long

    • Название: Draft ID

В результате при каждом запуске процесса будет необходимо указывать Draft ID для публикуемого черновика.

Применение при создании определенной задачи в процессе:

  • В свойствах процесса включите флаг Включить запуск вручную (свойства доступны, когда ни один блок процесса не выделен).

  • Выделите на схеме требуемый блок Задачи.

  • Включите Расширенную панель.

  • Во вкладке Формы добавьте поле формы draftId.

    • Id имя переменной процесса: draftId

    • Тип: long

    • Название: Draft ID

В результате при каждом согласовании задачи будет необходимо указывать Draft ID для публикуемого черновика.

Индексируемые переменные

Переменные организовывают взаимодействие между разными задачами в рамках одного экземпляра процесса, выполнять поиск экземпляров процесса и организовывать различную логику непосредственно в самой диаграмме процесса.

В переменных хранится вся информация о конкретном экземпляре процесса. Например, о модели процесса (схема + обработчики + модель переменных), об инициаторе, дате запуска процесса и т.д. Переменные индексируются в Opensearch.

В системе предусмотрен стандартный набор переменных, которые автоматически добавляются в каждый новый процесс. Также переменные можно создавать/редактировать в сервисных задачах и различных слушателях событий. Описание стандартных переменных см. в файле StandardWorkflowVariables.java.

Скачать StandardWorkflowVariables.java

Примечание

  • Исключение: переменные Time и Timestamp временно не могут быть использованы при кастомизации бизнес-процесса.

  • Тип индексируемой переменной всегда должен соответствовать типу поля формы для блока бизнес-процесса, использующему эту переменную. Например, переменная с типом Number (численный) не сможет валидировать поле формы задачи с типом long, так как он является целочисленным.

Создание и добавление переменных

На вкладке "Индексируемые переменные" раздела "Бизнес-процессы" доступно только объявление переменных.

Чтобы применить переменные, необходимо, чтобы бизнес-процесс получил информацию о переменных. Это можно сделать несколькими способами:

  • Заполнить форму с переменной (указать значение переменной) на одном из шагов бизнес-процесса во вкладке «Формы». Вкладка отображается пользователю при выборе определенного типа задачи (например, стартового события или задачи пользователя) в базовой или расширенной панели настроек процесса.

  • Создать слушателя событий в схеме процесса во вкладке «Слушатели» (доступна в базовой или расширенной панели настроек). Слушатель заполнит значение переменной.

  • Использовать собственную логику в пользовательском бизнес-процессе через кастомный java-класс.

Поиск экземпляра бизнес-процесса может производиться по переменным. Для того, чтобы переменная стала поисковой, ее необходимо добавить в список переменных (закладка "Индексируемые переменные"), задав ей имя и указав соответствующий тип.

Чтобы добавить переменную:

  1. Убедитесь, что активна закладка «Индексируемые переменные».

  2. Нажмите кнопку image2 «Добавить переменную».

  3. Введите Имя и Отображаемое имя переменной.

  4. Выберите Тип переменной из выпадающего списка и нажмите «Сохранить» в верхнем правом углу экрана.

Переменные, которые не настроены как поисковые (т.е. не добавлены в список в закладке «Индексируемые переменные»), не будут возвращаться при получении конкретной задачи или процесса, но будут храниться:

  • в схеме бизнес-процесса,

  • в сервисных задачах,

  • в слушателях событий,

  • в BPMN-диаграмме.

Назначение процессов

Во вкладке «Назначение процессов» раздела «Бизнес-процессы» можно назначить созданный бизнес-процесс на определенный реестр/справочник.

Чтобы назначить процесс:

  1. Убедитесь, что активна закладка «Назначение процессов».

  2. Нажмите кнопку image2 «Добавить» и выберите требуемый реестр/справочник, на который необходимо назначить процесс.

  3. Задайте условие запуска: Создание записи, Восстановление записи, Обновление записи, Восстановление периода или Все (по умолчанию).

  4. Нажмите «Сохранить» в верхнем правом углу экрана.

Чтобы удалить назначение:

  1. Наведите курсор на строку назначения и нажмите кнопку image6 «Удалить», которая отобразится в крайнем правом конце строки.

  2. Для удаления всего списка назначений сразу нажмите кнопку «Удалить» в верхнем правом углу таблицы и подтвердите действие.